Несмотря на выдающиеся достижения русских ученых и изобретателей в области автомобильной техники, царская Россия не имела автомобильной промышленности.
Автомобильные конструкторы СССР, среди которых многие удостоены звания лауреатов Сталинских премий, щли в своем творчестве иным путем, чем автомобилестроители капиталистических стран.
Нефть — это природная темно-бурая маслянистая жидкость, пропитывающая в некоторых районах, на различной глубине от поверхности земли, песчаные и известковые породы и добываемая бурением.
Важнейшими свойствами бензина, характеризующими его как топливо для карбюраторных двигателей, являются его испаряемость (зависящая от фракционного состава) и стойкость против детонации.
Октановое число бензина определяют в лаборатории на специальном двигателе путем сравнения работы этого двигателя на испытуемом бензине с работой на эталонном топливе.
Для быстроходных автомобильных двигателей с воспламенением от сжатия (работающих с числом оборотов более 1000 в минуту) применяется топливо, получаемое перегонкой нефти.
Широкое применение автомобилей с газогенераторными установками, работающими на местных твердых видах топлива, а не на дефицитном и дорогом бензине, имело огромное экономическое значение, в особенности в лесной и торфодобывающей промышленности, а также в сельском хозяйстве.
Газобаллонные автомобили работают на горючих газах, которыми наполняются под давлением установленные на автомобилях стальные баллоны. Различают сжатые и сжиженные газы.
Трением называется сопротивление, возникающее при перемещении одной детали по другой. Различают два рода трения: трение 1-го рода, или трение скольжения, и трение 2-го рода, или трение качения.
От смазочных масел, основное назначение которых — уменьшать трение, требуется прежде всего, чтобы они обладали высокой маслянистостью, т. е. свойством образовать на поверхности детали плотно пристающую к ней, непрерывную и неразрываемую, даже при значительном давлении, пленку.
Основным показателем качества смазочного масла является его вязкость. Вязкостью называется внутреннее трение в масле, возникающее при относительном перемещении одних слоев масля ной пленки по другим; она характеризует силу сцепления между частицами масла.
Условия работы трансмиссионных масел, т. е. масел для смазки механизмов силовой передачи автомобиля, резко отличаются от условий работы масел для двигателей. В силовой передаче нет высоких температур, характерных для двигателя внутреннего сгорания, а потому масло здесь не сгорает и не образует нагара.
Чистая серная кислота — бесцветная, нелетучая, тяжелая (удельный вес 1,84) маслообразная жидкость, обугливающая животные и растительные вещества и вызывающая ожоги кожи. Серная кислота жадно соединяется с водой, причем выделяется большое количество теплоты. Разбавленная водой серная кислота растворяет большинство металлов.
Прокладочными или уплотняющими материалами называются материалы, которые применяются для предотвращения просачивания жидкостей или газов в стыках между соединяемыми деталями. При выборе прокладок надо учитывать характер жидкости (или газа), давление и температуру.
Наиболее совершенный способ удаления ржавчины, — погружение детали на несколько часов в разбавленную серную кислоту с добавкой уникола. Уникол — это жидкий, темно-красный, мутный отвар некоторых видов растений, предотвращающий разъедание металла серной кислотой.
В зависимости от давления воздуха в камерах различают шины высокого давления (от 5 до 7 кг/см2) и низкого давления или баллоны (от 1,5 до 5—5,5 кг/см2).
Путевой ремонт шин может производиться холодной заклейкой поврежденных камер и вкладыванием в покрышки, на которых образовался сквозной прорыв, манжет (пластырей) из плотной прорезиненной ткани, с использованием починочных материалов автоаптечек.